@ARTICLE{26543118_217578908_2018, author = {Н. А. Борисенко}, keywords = {, видимое обучение, метаанализ, учебные результаты, фактор влиянияразмер эффекта}, title = {«Барометр влияния», или Какие факторы оказывают наибольшее воздействие на обучение. 
Рецензия на книгу: Джон Хэтти «Видимое обучение»}, journal = {Вопросы образования}, year = {2018}, number = {1}, pages = {257-265}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2018--1/217578908.html}, publisher = {}, abstract = {Борисенко Наталья Анатольевна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО». Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4. E-mail: borisenko_natalya@list.ru В рецензируемой книге освещаются результаты фундаментального исследования, посвященного факторам, которые оказывают влияние на  учебные достижения школьников. Рассматриваются такие понятия, как метаанализ, синтез метаанализов, «барометр влияния», размер эффекта. В статье дан поглавный реферативный обзор содержания книги, проанализированы шесть основных источников влияния: влияние ученика, семьи, школы, учителя, учебной программы, стратегий и  методов преподавания. Приведены примеры конкретных факторов с  указанием размеров эффекта («биографические факторы», обратная связь, метакогнитивные стратегии, программы по  улучшению понимания текста, домашние задания, финансирование школ, наполняемость классов и др.). Делается вывод о том, что, несмотря на  уникальный как по  охвату метаанализов, так и  по  количеству рассмотренных факторов материал, переносить результаты исследования Д. Хэтти на отечественную образовательную практику следует достаточно осторожно. }, annote = {Борисенко Наталья Анатольевна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО». Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4. E-mail: borisenko_natalya@list.ru В рецензируемой книге освещаются результаты фундаментального исследования, посвященного факторам, которые оказывают влияние на  учебные достижения школьников. Рассматриваются такие понятия, как метаанализ, синтез метаанализов, «барометр влияния», размер эффекта. В статье дан поглавный реферативный обзор содержания книги, проанализированы шесть основных источников влияния: влияние ученика, семьи, школы, учителя, учебной программы, стратегий и  методов преподавания. Приведены примеры конкретных факторов с  указанием размеров эффекта («биографические факторы», обратная связь, метакогнитивные стратегии, программы по  улучшению понимания текста, домашние задания, финансирование школ, наполняемость классов и др.). Делается вывод о том, что, несмотря на  уникальный как по  охвату метаанализов, так и  по  количеству рассмотренных факторов материал, переносить результаты исследования Д. Хэтти на отечественную образовательную практику следует достаточно осторожно. } }